Как оформить самозанятость

Дата публикации: 9 декабря 2024
Обновлено: 18 декабря 2024
4.77 из 5
Поделиться:

Заполните заявку за 8 минут и деньги будут у вас моментально!

Самозанятость — способ официально работать на себя, не открывая ИП и юридическое лицо, но при этом платить пошлину государству и соблюдать закон. Она даёт возможность легализовать заработок и пользоваться рядом льгот. Расскажем, как самостоятельно оформить самозанятость, какие документы нужны и сколько платить пошлины государству.

Что такое самозанятость

Это система налогообложения для физических лиц, которые получают деньги от самостоятельной деятельности без привлечения работников и платят НПД (налог на профессиональный доход). Она подходит для фрилансеров, консультантов, репетиторов, фотографов, художников и других специалистов. Главное условие — заработок не должен превышать 2,4 млн в год.

Условия самозанятости:

  • гражданин не платит пошлину на прибыль и страховые взносы, как это делают ИП;
  • отчисления на будущую пенсию в ПФР можно вносить добровольно;
  • он обязуется платить 4% с заработка от работы с физическими лицами и 6% — при сотрудничестве с ИП и организациями;
  • никаких отчётностей по бухгалтерии и ведения учёта, как у ИП, нет.

Самозанятость даёт возможность официально работать с клиентами, заключать договоры и проводить оплату через электронные счета. Деньги будут поступать на карту без ограничений. Главное — фиксировать доходы, чтобы ФНС (Федеральная налоговая служба России) могла видеть все операции.

Если не платить пошлину вовремя, назначат штраф — 20% от суммы за первое нарушение, за повторное — 100%. Плюс ко всему за каждый день просрочки будут капать пени — 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка России от суммы задолженности. Штраф отсчитывается с 29 числа месяца и до того момента, пока человек не погасит долг.

Если вы испытываете трудности с накоплением средств и нуждаетесь в быстрых деньгах, чтобы покрыть срочные расходы, сервис «Займер» предлагает удобные займы. Для новых пользователей предложены выгодные условия — так, первый займ можно взять под беспроцентную ставку.

Например, текущая ставка ЦБ — 21%. Мужчина работает курьером и получает в месяц 100 000 рублей. Он забыл оплатить пошлину в прошлом месяце и накапал долг. Вот как он рассчитывается:

  • Сумма пошлины: 4% от заработка, то есть 4 000 рублей.
  • Пени за просрочку (на 30 дней): 1/300 ключевой ставки (21%) за каждый день просрочки — это 84 рубля за месяц.
  • Общая задолженность: пошлина 4 000 рублей + пени 84 рубля = 4 084 рубля.
Самозанятость: что это такое и как это работает Читать далее

Способы, как можно оформить самозанятость онлайн

Вариантов, где можно оформить самозанятость, несколько. Расскажем о каждом подробно.

«Мой налог»

Это мобильное приложение, которое разработано ФНС для расчёта и уплаты НПД.

Как стать самозанятым через этот сервис:

  1. Скачать программу на смартфон.
  2. Пройти авторизацию, загрузив данные паспорта и СНИЛС.
  3. Подтвердить заявку.

Сервис автоматически рассчитывает размер пошлины, которую нужно уплатить государству. Если у вас появятся вопросы, их можно задать техподдержке. Кроме того, легко настроить автоплатеж, тогда не придётся помнить о датах взносов и переживать о пенях. Вся информация о заработке и взносах автоматически синхронизируется.

«Госуслуги»

Портал «Госуслуги» — единая государственная платформа для граждан, где можно подавать заявления, получать льготы, записываться к врачу, оплачивать штрафы и так далее. Не нужно стоять в длинных очередях с необходимыми бумагами: личная информация копируется автоматически, достаточно один раз правильно заполнить профиль, а все заявления можно отправить онлайн.

Процедура регистрации несложная, следуйте инструкциям оформления самозанятости от сервиса.

  1. Зайти на портал «Госуслуги» с компьютера или скачать программу на телефон.
  2. Завести профиль, если у вас ещё нет аккаунта.
  3. Перейти в соответствующий раздел с пошлинами и выбрать пункт «Регистрация в качестве самозанятого».
  4. Заполнить анкету, указав паспортные данные, СНИЛС и ИНН.
  5. Дождаться подтверждения заявки.

Через «Госуслуги» процесс оформления занимает немного времени, потому что заявка отправляется в ФНС, а процесс обработки анкеты длится 2-3 дня.

Банк

Ещё один способ, как оформить самозанятость — обратиться в финансовую организацию. Для этого нужно прийти в отделение с паспортом и СНИЛСом или подать заявку в мобильном сервисе. В разделе услуг выберите оформление самозанятости и следуйте инструкциям.

Какие документы нужны для самозанятости

Самозанятость можно оформить онлайн, и для этого не нужен большой пакет бумаг. От вас потребуются:

  • паспорт гражданина России;
  • СНИЛС (страховой номер лицевого счёта);
  • ИНН (если его нет, можно получить лично в ФНС, МФЦ или онлайн).

Если заполняете заявление на «Госуслугах», личные данные загрузятся автоматически. Останется только сделать селфи с паспортом, чтобы подтвердить личность. Фотография также понадобится при создании заявки в сервисе ФНС, а вот при личном обращении в финансовую организацию спросят только паспорт, СНИЛС и ИНН.

Если возникнут вопросы, как оформить самозанятость, можно обратиться за помощью к менеджеру финансовой организации или сотруднику техподдержки

Пошаговая инструкция, как оформить самозанятость

Популярный способ, как стать самозанятым, — это оформить заявку через сервис ФНС. На его примере расскажем, как получить статус самозанятого.

  • Шаг 1: Скачайте программу.

Перейдите в магазин приложений (Google Play, App Store или RuStore) и скачайте нужное. Программа доступна для смартфонов с операционными системами Android и iOS.

  • Шаг 2: Пройдите авторизацию.

Запустите программу и создайте аккаунт. Введите паспортные данные (серия, номер, дата выдачи), СНИЛС и ИНН. Дайте согласие на обработку персональных данных.

Если не знаете, как стать самозанятым, следуйте инструкции сервиса. Главное — не допускайте ошибок в заполнении информации.

  • Шаг 3: Подтвердите личность.

Программа попросит сделать фото паспорта. Это нужно для предотвращения мошенничества.

  • Шаг 4: Выберите вид деятельности.

После подтверждения личности выберите, какие услуги будете оказывать. Например, если вы фрилансер, выберите «оказание услуг». Если подходящего ответа нет, можно нажать кнопку «Прочее». Укажите, с каким типом клиентов планируете работать (физические или юридические лица).

  • Шаг 5: Ожидайте подтверждения.

После того как данные проверят, заявка подтвердится автоматически. Это занимает не больше одного рабочего дня.

Теперь вы знаете, как оформить самозанятость. В программе можно отслеживать заработок, выставлять счета клиентам, а также оплачивать пошлину. Процесс оформления займёт 15-20 минут, и вы сможете сразу же начать работать на себя без лишних шагов и ожиданий.

После того, как получилось стать самозанятым, нужно регулярно платить часть полученных от работы средств государству. Пошлина делится на две категории:

  • 4% — для работы с физическими лицами;
  • 6% — для работы с юридическими лицами.

Пошлину нужно платить каждый месяц. Сервис ФНС автоматически рассчитывает сумму для списания на основе заработанных денег. Не нужно вести бухгалтерию или заполнять сложные декларации. Все расчётные данные доступны в сервисе, и вы можете легко отправить оплату через финансовую организацию. Сервис также автоматически напоминает, когда нужно сделать взнос.

Что делать, если захотите закрыть самозанятость

Если решите, что самозанятость больше не подходит для работы или захотите закрыть по другим причинам, нужно:

  1. Зайти в программу ФНС.
  2. Открыть «Настройки»;
  3. Выбрать раздел «Закрыть статус самозанятого», нажать соответствующую кнопку и подтвердить решение.

Учтите, что непогашенные долги нужно уплатить до момента закрытия самозанятости. После одобрения заявки все обязательства прекращаются.

Какие преимущества и ограничения у самозанятости

Теперь вы знаете, как оформить самозанятость. Осталось разобраться плюсах этого решения, чтобы убедиться, подходит ли данная система.

Преимущества:

  • открыть самозанятость можно онлайн;
  • не нужно вести бухгалтерию, потому что программа рассчитывает сумму взноса автоматически;
  • пошлина составляет 4% или 6% в зависимости от того, с кем сотрудничаете;
    можно работать на себя;
  • с 2024 года люди, которые перешли на эту систему работы, получили бонусом 10 000 рублей на оплату пошлины;
  • закон разрешает заключать официальные договоры с клиентами и выдавать чеки.

Ограничения:

  • годовой заработок не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год, в противном случае нужно открыть ИП;
  • не нужно платить страховые взносы;
  • нет социальных гарантий;
  • не фиксируется трудовой стаж;
  • отчисления в пенсионный фонд, как при работе в найме или по ИП, не идут;
  • взносы в ПФР можно делать на добровольной основе;
  • нельзя совмещаться с другими налоговыми режимами;
  • нельзя нанимать работников.

Самозанятость подходит тем, кто хочет работать на себя, но не готов к сложной бюрократии, как при открытии ИП. Оформить статус можно через сервис ФНС, портал «Госуслуги» или в финансовой организации.

После этого не забывайте фиксировать заработок, соблюдать законы и вовремя платить пошлину государству. Этот вид системы работы не только упрощает административные процессы, но и экономит время.

Часто задаваемые вопросы

Оцените статью
Юлия Храмова
Юлия Храмова

Руководитель Отдела управления репутацией и коммуникациями МФК "Займер", заместитель директора по связям с инвесторами.

  • Публикаций — 56
  • Рейтинг автора — 4.9 из 5

Похожие статьи